г. Липецк, пр. Победы, 63Б, тел. +7 (4742) 39-93-83

Об автомобильных генераторах

Часто автомобильный генератор называют автомобильной электростанцией. Такое название вполне оправдано, ведь генератор обеспечивает электроэнергией различные приборов и системы автомобиля во время работы двигателя на средних и больших оборотах. Кроме того генератор нужен для подзарядки аккумулятора автомобиля. Сам аккумулятор не может обеспечивать энергией всех потребителей тока на продолжительное время. Во время эксплуатации автомобиля аккумулятор нуждается в постоянной подзарядке, именно это и является одной из главных задач автомобильного генератора. Нужно сказать, что работу аккумулятора и генератора в автомобиле правильнее всего рассматривать как единую, взаимосвязанную систему, и в этой связке генератор и аккумулятор, одинаково важные составляющие.

В любом случае, генератор нужно считать важнейшим элементом электросхемы автомобиля, и чтобы обеспечить безотказность его работы и исключить поломки, нужно уделять достаточное внимание его обслуживанию, тем более что это не очень сложно и не займет много времени.

Возьмите за правило проверять натяжение ремня привода генератора перед каждой поездкой на автомобиле. Проще всего это сделать, надавив пальцем посредине ремня. У нормально натянутого ремня генератора прогиб не должен превышать 5мм. Не стоит недооценивать важность этого момента. Слабое натяжение ремня может вызвать его пробуксовку на приводных шкивах, вследствие чего генератор не сможет выдать необходимую мощность, соответственно аккумулятор не сможет полностью зарядиться. Такой, постоянный «недозаряд» приведет к быстрому выходу из строя аккумулятора. С другой стороны перетягивать ремень тоже не желательно, потому что это может стать причиной быстрого износа подшипников.

Помните, что крайне нежелательно отключать аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе, особенно если отключены потребители электроэнергии. Также, для работающего генератора очень опасно даже кратковременное замыкание клемм на «массу», поэтому нельзя проверять его работоспособность методом «на искру».
Если на кузове автомобиля нужно провести какие-либо электросварочные работы, то предварительно нужно отключить все выходные клеммы от генератора и аккумулятора. При замене электропроводки в системе генератора, новые провода нужно подбирать такого же сечения, как и «родные», во всяком случае, не меньшего. Подключая клеммы аккумуляторной батареи нужно строго соблюдать их полярность.

Основное число генераторов, которые используются в автомобилях, это генераторы переменного тока. В данных генераторах чаще всего возникают такие неисправности: короткое замыкание витков обмоток, обрыв фазы статорной обмотки возбуждения; износ или зависание щеток, поломка прижимных пружин щеток, загрязнение контактных колец, выход из строя выпрямительного блока или диодов, трение ротора генератора о зубцы статора; износ или поломка подшипников вала ротора, обрыв контакта в выводных клеммах.

Сильный шум во время работы генератора может быть вызван ослаблением гайки крепления шкива. Что касается такой неисправности, как межвитковое замыкание в обмотке, то ее можно устранить только в условиях специализированной мастерской. Обрыв проводов на клеммах можно самостоятельно отремонтировать пайкой. Для очистки контактных колец их промывают растворителем, после чего просушивают. Если контактные кольца подгорели, то их можно почистить мелкой наждачной бумагой, после чего их обязательно нужно продуть сжатым воздухом. Износившиеся щетки просто заменяют новыми. Также меняют новым, вышедший из строя выпрямительный блок. В случае если ротор генератора начал задевать за зубцы статора, то, скорее всего, сильно износились подшипники вала генератора или их посадочные гнезда. Такая неисправность устраняется заменой изношенных деталей.